Сайт-портфолио
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Родительское собрание

Родительское собрание в 1 «а» классе

Фонематический слух. Зачем его развивать?

  1. Вступительное слово классного руководителя.
  2. Выступление учителя-логопеда. «Фонематический слух. Зачем его развивать?»
  3. Презентация «Немного о дисграфии».
  4. Практическое занятие. Обучающие игры с родителями.
  5. Вопрос-ответ. Учитель-логопед отвечает на вопросы родителей.
  6. Рефлексия.

 

  1. Вступительное слово классного руководителя. Приветствие, представление гостей.
  2. Выступление учителя-логопеда. «Фонематический слух. Зачем его развивать?»

Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.

А теперь у ребенка в руках маракас или бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла...",– у него восхитительный музыкальный слух.

Вот шестилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С], в другую – со звуком [3] , – у ребенка сформированный фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Нарушения фонематического восприятия отмечается у очень большого количества детей, поступающих в школу и  практически у всех детей с нарушениями речи.

Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей различать звуки способствует развитию внимания и слуховой памяти.   В норме процесс фонематического различения, как и процесс произносительной дифференциации, заканчивается в дошкольном возрасте. Недостаточная сформированность фонематических процессов даже при полной скомпенсированности  дефектов произношения может привести к трудностям  в овладении навыками письма и чтения.

  Таким образом, вовремя сформированное фонематическое восприятие предупредит  возможное появление  вторичных  речевых дефектов (это фонетико-фонематическое недоразвитие, лексико-грамматическое недоразвитие и общее недоразвитие речи), снижая при этом вероятность возникновения дислексии и дисграфии.

 В последние годы наблюдается увеличение количества поступивших в школу первоклассников с несформированным или недостаточно сформированным фонематическим восприятием, всё большее количество младших школьников нуждаются в логопедической помощи, что не всегда возможно.

Уважаемые родители, хочу предложить Вам простые игры  для развития речи вашего ребенка. К пяти годам дети уже способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но, к сожалению, не все первоклассники достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

    Вам предлагаются упражнения, которые могут быть использованы родителями при работе над развитием фонематического восприятия.

1. ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

 1.Игра «Мячик мы ладошкой  «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Взрослый: Когда услышите звук [А], стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.   А-У-О-У-И-О-Ы-И-А

 2.Игра « Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Взрослый: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Э].   

 

  А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А

3. Игра «Стучалочка».

Звуки я сказать хочу

И по мячику стучу

 Цель: развитие фонематического восприятия, тренировка чёткого произношения гласных звуков.

Ход игры:

Дети и взрослый садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:

А                    Э                        У

АА                 ЭЭ                      УУ

ААА              ЭЭЭ                    УУУ

4.Игра «Тихо - громко»

 

Мы катались по горам

Пели тут и пели там

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Ход игры:

Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.

5. Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции.

Ход игры:

 Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному большому мячу. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.

6.Игра с передачей мяча « Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов цепочку

Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры.

Взрослый называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего.

Например: весна-автобус-слон-нос-сова…

7. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры.

 Взрослый: бросает мяч ребёнку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

-Как тебя зовут?

-Ира.

-А фамилия?

-Иванова.

-Откуда ты приехала?

-Из Иркутска

-Что там растёт?

-Инжир.

8. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков – называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры.

 Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

1.«РЫБАЛКА».

Цель. Развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры.

Дается установка: «поймать слова со звуком (Л)» (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор. Количество играющих: один и более человек.

Читать далее в прикрепленном файле.

  1. Презентация «Немного о дисграфии».
  2. Практическое занятие. Обучающие игры с родителями.
  3. Вопрос-ответ. Учитель-логопед отвечает на вопросы родителей.

 

Р.S. Игры, выделенные черным цветом, были представлены учителем-логопедом для практического занятия.

В презентации даны ссылки на сайты, на которых родители могут познакомиться и скачать информацию по теме родительского собрания.

В ходе диалога на вопросы родителей отвечал учитель-логопед, он дал конкретные рекомендации по каждому ребенку.

  1. Рефлексия.

Источники:

1. Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников. Протасевич О. А. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/sbornik-uprazhnenii-dlya-razvitiya-fonematicheskogo-slukha-u-mladshikh-

2. Из опыта работы. Дислексия, дисграфия. http://do.gendocs.ru/docs/index-245513.html

3.http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00248758_0.html

Категория: Мои статьи | Добавил: KNata (22.02.2015)
Просмотров: 1332 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 SergEvash  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/rasshirenie-i-rekonstruktsiya-pomeshcheniya-iz-metallokonstruktsiy-v-elektrodepo/>порядок проведения строительных работ здания из металлоконструкций</a>

1 ppu-prof_Mi  
0
Наша команда искусных мастеров предоставлена подать вам передовые подходы, которые не только подарят надежную защиту от заморозков, но и подарят вашему жилищу модный вид.
Мы деятельны с последними строительными материалами, подтверждая долгий продолжительность работы и выдающиеся эффекты. Утепление внешнего слоя – это не только сокращение расходов на отоплении, но и забота о экосистеме. Спасательные методы, каковые мы претворяем в жизнь, способствуют не только вашему, но и поддержанию природных богатств.
Самое основное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление и штукатурка фасада цена за квадратный</a> у нас начинается всего от 1250 рублей за метр квадратный! Это доступное решение, которое изменит ваш резиденцию в настоящий комфортный угол с минимальными затратами.
Наши достижения – это не всего лишь утепление, это разработка пространства, в где каждый компонент отражает ваш уникальный образ. Мы учтем все все твои запросы, чтобы преобразить ваш дом еще более удобным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>https://ppu-prof.ru/</a>
Не откладывайте дела о своем корпусе на потом! Обращайтесь к квалифицированным работникам, и мы сделаем ваш дворец не только теплее, но и модернизированным. Заинтересовались? Подробнее о наших проектах вы можете узнать на портале. Добро пожаловать в универсум спокойствия и качественной работы.

Имя *:
Email *:
Код *:
Понедельник, 06.05.2024, 18:19
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои статьи [8]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • MKU SOSH #11
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz