ФГОС: информация
Задачи программы: установить ценностные ориентиры начального образования
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
читать полностьюl
Признаки метапредметного урока
Урок считается метапредметным, если:
- на уроке присутствует самостоятельная(экспериментальная, поисковая)учебная деятельность учащихся,
- перевод теоретических представлений в плоскость различных рассуждений и выводов,
- происходит активизация интереса и мотивации обучения путем привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный опыт ученика,
- использование таких технологий, как технология совместного обучения, технология исследовательской деятельности, проектную деятельность, проблемно-диагностическую технологию, игровую технологию,
- при организации внеурочной деятельности школьника - разработка и реализация надпредметных проектов, участие в исследовательской работе,
- ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве деятельностных единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познавательного поля,
- способы деятельности на уроке являются универсальными, - целеполагание - обязательный элемент урока, - исследовательская, эвристическая, проектная коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации,
- передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями, развитие базовых способностей мышления, воображения, работа с взаимосвязями, - наличие основополагающего, проблемных и учебных вопросов, которые способствуют развитию познавательной активности школьников и формированию универсальных и метапредметных учебных действий, - метапредметный урок выстраивается вокруг мыслительной организованности, - исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход в обучении,
- взаимосвязь и взаимоупотребление теории и практики,
- решение проблемных ситуаций, требующих личностного самоуправления и открытия в процессе познания.
http://pedsovet.org/
Логопедическая работа в школе по ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОСТ) начального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373, определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.
Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УДД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат:
· Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие;
· Познавательные УУД: обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах.
Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.
В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы.
В прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности - уровень сформированности этих умений и навыков детей. Сегодня, наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирования УУД в личностных, регулятивных, и, конечно, в познавательных и коммуникативных сферах). Критерием успешности обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных и предметных результатов.
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).
Также в Стандарте особое значение придается предупреждающей логокоррекционной работе с детьми группы риска. ФГОС указывает и на обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Всё большее количество современных детей попадают в категорию группы риска: часто болеющие дети (соматически ослабленные), педагогически запущенные, без предшкольной подготовки, с нерезко выраженными отклонениями в развитии, дети из неблагополучных семей и др. Повышенная уязвимость организации специальной компенсации трудностей развития.
Требования Стандарта к условиям реализации образовательной программы определяет и новый подход к организации логопедической работы – подход с позиции педагогического менеджмента. Новые условия реализации ФГОС предъявляют особые требования к организации собственно профессиональной деятельности учителя-логопеда – организация деятельности с учетом самоменеджмента.
Литература:
1. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей /О.А. Ишимова, О. А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам).